Современные реалии и требования, предъявляемые государством к качеству образовательно-воспитательной деятельности в детском саду, подразумевают, что воспитатель должен владеть необходимыми образовательными технологиями.
Ниже раскрываются теоретические основы, а так же описываются наиболее популярные и эффективные технологии для детского сада.
Книга "Педагогические технологии"
Книга Т.В. Хабарова "Педагогические технологии в дошкольном образовании"
Т.В. Хабарова выделяет следующие технологии (выжимки из книги):
здоровьесберегающие педагогические технологии,
технология личностно-ориентированного взаимодействия педагога с детьми,
технология проектной деятельности,
технология исследовательской деятельности,
технология «Портфолио дошкольника»
технология «Портфолио педагога»,
информационно-коммуникативные технологии.
Основые технологии:
Технология уровневой дифференциации или уровневое обучение
Диалоговая технология.
Технология игры
Технология ТРИЗ
Технология проектного обучения
Здоровосберегающие технологии
Информационно-коммуникативные технологии (ИКТ)
Название технологии |
Задачи |
Формы организации |
Личностно-ориентированные технологии |
· Гуманистическая направленность содержания деятельности ДОУ.
· Обеспечение комфортных, бесконфликтных и безопасных условий развития личности ребёнка, реализация её природных потенциалов.
· Приоритет личностных отношений.
· Индивидуальный подход к воспитанникам, сотрудникам ДОУ.
· Субъект-субъектное взаимодействие. |
· Игры, занятия, спортивные досуги.
· Упражнения, наблюдения, экспериментальная деятельность.
· Упражнения, игры, гимнастики, массаж.
· Тренинги, этюды, образно-ролевые игры. |
Социоигровые технологии |
· Развитие взаимодействия «Ребёнок – ребёнок»,
«Ребёнок – родитель»,
«Ребёнок – взрослый» для обеспечения душевного благополучия.
· Коррекция импульсивного, демонстративного, протестного, агрессивного, конформного поведения.
· Формирование умений и навыков дружеского коммуникативного взаимодействия.
· Решение задач социального «закаливания».
· Создание условий для развития личностных качеств и способностей всех субъектов открытого образовательного пространства.
Развитие навыков полноценного межличностного общения, помогающего ребёнку понять самого себя. |
· Коллективные дела, работа в малых группах на занятиях, тренинги на умение договариваться.
· Игры с правилами, игры-соревнования, игры-драматизации, сюжетно-ролевые игры, режиссёрская игра.
· Приёмы социально-направленные на создание ситуации успеха и комфортности.
· Сказкотерапия.
· Метод создания проблемных ситуаций с элементами самооценки.
· Тренинги.
· Самопрезентация |
Технология проектирования |
· Развитие и обогащение социально-личностного опыта посредством включения детей в сферу межличностного взаимодействия. |
· Работа в группах, парах.
· Социально-активные приёмы (методы): метод взаимодействия, метод экспериментирования, метод рефлексивной деятельности, метод наблюдения, сравнения.
· Беседы, дискуссии. |
Здоровьеразвивающие технологии |
· Овладение набором простейших норм и способов поведения, способствующих сохранению и укреплению здоровья всеми субъектами открытого образовательного пространства.
· Формирование субъектной позиции по отношению к собственному здоровью и ценностного отношения к своему здоровью у детей, сотрудников, родителей.
· Увеличение резервов здоровья. |
· Пальчиковая гимнастика.
· Гимнастика для глаз.
· Дыхательная гимнастика.
· Артикуляционная гимнастика.
· Музыкально-дыхательные тренинги.
· Динамические паузы.
· Релаксация.
· Арттерапия.
· Сказкотерапия.
· Двигательная терапия.
· Музыкотерапия.
· Цветотерапия.
· Звукотерапия
· Песочная терапия. |
Управленческие технологии |
· Организация образовательной деятельности ДОУ.
· Мониторинг образовательно-воспитательного и оздоровительного процессов.
· Диагностическое целеполагание, планирование, проектирование педагогического процесса. |
· Работа органов самоуправления.
· Коллективные и индивидуальные формы организационно-методической работы.
· Мониторинг (оценка состояния), методики исследования. |