Личностно-ориентированные технологии представляют собой воплощение гуманистической философии, психологии и педагогики. В центре внимания педагога — уникальная целостная личность ребенка, стремящаяся к максимальной реализации своих возможностей, открытая для восприятия нового опыта, способная на осознанный и ответственный выбор в разнообразных жизненных ситуациях. В традиционных дидактических системах основой любой педагогической технологии является объяснение, а в личностно-ориентированном образовании — понимание и взаимопонимание. При объяснении — только одно сознание, один субъект, монолог; при понимании — два субъекта, два сознания, взаимопонимание, диалог. Объяснение — всегда взгляд «сверху вниз», всегда назидание. Понимание — это общение, сотрудничество, равенство во взаимопонимании. Фундаментальная идея состоит в переходе от объяснения к пониманию, от монолога к диалогу, от социального контроля к развитию, от управления к самоуправлению. Ребенку нужны педагогическая помощь и поддержка. Это ключевые слова в характеристике технологий личностно-ориентированного образования. Поддержка основывается на трех принципах, сформулированных Ш. А. Амонашвили: любить ребенка, очеловечить среду, в которой он живет; прожить в ребенке свое детство [47].
Следовательно, можно предположить, что для педагогических технологий, ориентированных на развитие личностных качеств ребенка, его индивидуальности, характерно следующее:
1. смена педагогического воздействия на педагогическое взаимодействие; изменение направленности педагогического «вектора» — не только от взрослого к ребенку, но и от ребенка к взрослому;
2. основной доминантой является выявление личностных особенностей каждого ребенка как индивидуального субъекта познания и других видов деятельности;
3. содержание образования не должно представлять собой только лишь набор социокультурных образцов в виде прд. вил, приемов действия, поведения, оно должно включая содержание субъектного опыта ребенка как опыта его ил. дивидуальной жизнедеятельности, без чего содержание об. разования становится обезличенным, формальным, невое требованным.
К сожалению, на сегодняшний день в научной литератур нет четкого определения того, что такое технологии (технология) личностно-ориентированного взаимодействия педагога < детьми дошкольного возраста.
Понятия «технологии (технология) личностно-ориентированного взаимодействия педагога с детьми» можнс использовать понятие личностно-ориентированного подхода \ педагогической деятельности. Личностно-ориентированны! подход — это методологическая ориентация в педагогической деятельности, позволяющая посредством опоры на систем; взаимосвязанных понятий, идей и способов действий обеспечивать и поддерживать процессы самопознания, самостроительства и самореализации личности ребенка, развития его неповторимой индивидуальности [36].
При рассмотрении сущности личностно-ориентированного подхода во взаимодействии педагога с детьми необходимо остановиться на ряде понятий, понимание которых при осуществлении педагогических действий является главным инструментом мыследеятельности педагога,
1. Индивидуальность — неповторимое своеобразие каждого человека, осуществляющего свою жизнедеятельность в качестве субъекта развития в течение жизни [12].
2. Личность — постоянно изменяющееся системное качество, проявляющееся как устойчивая совокупность свойств индивида и характеризующее социальную сущность человека.
3. Самоактуализация — стремление человека стать тем, чеМ он может быть; полное использование самим человеком талантов, способностей, возможностей [5].
4. Самовыражение - процесс и результат развития и проявления индивидом присущих ему качеств и способностей.
5. Субъект — индивид или группа, обладающие осознанной и творческой активностью и свободой в познании и преобразовании себя и окружающей действительности [12].
6. Субъектный опыт - опыт жизнедеятельности, приобретаемый ребенком в конкретных условиях семьи, образовательного учреждения. К моменту поступления в школу ребенок уже является субъектом образовательного процесса, где он саморазвивается и самореализуется.
7. Я-концепция — осознаваемая и переживаемая человеком система представлений о самом себе, на основе которой он строит свою жизнедеятельность, взаимодействие с другими людьми, отношения к себе и окружающим.
8. Выбор — осуществление человеком или группой людей возможности избрать из некоторой совокупности наиболее предпочтительный вариант для проявления своей активности.
9. Педагогическая поддержка — деятельность педагогов по оказанию оперативной помощи детям в решении их индивидуальных проблем, связанных с физическим и психическим здоровьем, общением, успешным продвижением в обучении, жизненным и профессиональным самоопределением [12, 36].
Определим характерные черты личностно-ориентированного взаимодействия педагога с детьми в ДОУ.
1. Замысел личностно-ориентированного взаимодействия — создание педагогом условий для максимального влияния образовательного процесса на развитие индивидуальности ребенка (актуализация субъектного опыта детей; оказание им помощи в поиске и обретении своего индивидуального стиля и темпа деятельности, раскрытии и развитии индивидуальных познавательных процессов и интересов; содействие ребенку в формировании положительной Я-концеп-Ции, развитии творческих способностей, овладении умениями и навыками самопознания). потенциал, формируются его личностные качества (активность, инициативность, самостоятельность, креативность) Освоение субъектной позиции проявляется через:
2. мотив деятельности, обеспечивающий потребность pe6eнка включиться в деятельность;
3. цель, в которой прогнозируется результат деятельности;
4. содержание, которое представлено в виде знаний, впечатлений, переживаний и желаний ребенка;
5. средства, позволяющие реализовать замысел;
6. результат, в качестве которого выступают речевая форма поделки детей, новый способ решения задачи, игры, осознанное поведение и др.
В связи с этим в самом общем виде структура совместной деятельности может быть определена следующим образом:
I часть — постановка воспитателем (возможно и детьми) по знавательной, проблемной или иной задачи и принятие е всеми участниками;
II часть — процесс совместной деятельности — анализ задачи, выдвижение детьми способов решения задачи, обсуждение и выбор способов решения и собственно решение: совместная деятельность детей и взрослых по реализации задачи;
III часть — результаты совместно! деятельности, их обсуждение и оценка [68].
Применительно к совместной деятельности педагога и детей на занятии структура такого занятия может быть представ лена следующим образом:
1. совместное выделение проблемы, интересующей детей;
2. совместное определение цели деятельности детей;
3. совместное планирование деятельности детей, выдвижение гипотез, версий, выбор путей решения задач, средств, материалов;
4. самостоятельная деятельность детей, дифференцированная помощь педагога;
5. обсуждение полученного результата: хода занятия, действий каждого ребенка, обсуждение успехов, выяснение причин неудач.
Создаваемые педагогом в процессе взаимодействия с детьми ситуации, ориентированные на личностное развитие (ситуация успеха; ситуация, обращенная к личному опыту ребенка* ситуации выбора задания, способа выполнения задания, оборудования, партнера по деятельности и т.д.), должны предоставлять ребенку возможность реализовать себя как личность и ставить ребенка перед необходимостью самостоятельно принимать решения о выборе, проявлять волевое усилие для достижения цели, выражать свою индивидуальность. В процессе личностно-ориентированного взаимодействия ребенку предоставляется право выбора (возможность избрать из некоторой совокупности наиболее предпочтительный вариант для проявления своей активности). Предлагая ребенку совершить осознанный выбор, педагог помогает ему формировать свою неповторимость. Создаваемая ситуация выбора — это спроектированная педагогом деятельность, когда детям предоставляется возможность (для проявления своей активности, самостоятельности и индивидуального стиля поведения) отдать свое предпочтение одному из вариантов задания, тому или иному оборудованию, способу действия, партнеру по деятельности. Ситуация выбора при правильном построении позволяет поставить ребенка в позицию субъекта деятельности, оказывает успешное влияние на развитие его личностных качеств (активности, инициативности, самостоятельности).
С позиций личностно-ориентированного взаимодействия педагога с детьми в процессе занятий интересен опыт работы И. Крынцыловой, О. Шапоренко1, которые описывают технологию проведения занятия «Выбор» с детьми старшего дошкольного воз раста. Суть идеи заключается в том, что раз в неделю, в определенное время каждый ребенок в группе самостоятельно выбирает тот вид деятельности, которым он будет заниматься в данный момент: танцевать, петь, играть на музыкальном инструменте, рисовать, лепить, играть в интеллектуальные или спортивные игры, мастерить, вышивать и т.д. Сделав выбор, ребенок сообщает об этом педагогу, прикрепляя свою фотографию на цветок, обозначающий тот или иной вид деятельности, на специальном стенде. По мере заполнения стенда фотографиями определяются группы детей, решедших пойти на то или иное занятие. В назначенное время де?) идут в музыкальный, танцевальный, спортивный залы, изоб разительную студию, творческие мастерские, где вместе с пе дагогами дополнительного образования погружаются в про цесс творческой деятельности. Через 30 минут они возвращаются в группу. Состав и количество детей каждый ра меняется, поэтому выстраивать какую-либо тематику занятщ невозможно, она полностью зависит от потребностей детей они придумывают идею и содержание деятельности, они сам) себя обучают в процессе такой творческой деятельности. Пе дагогу нужно уметь: не мешать ребенку творить; быть рядо! с ним в этом процессе; принять и понять его позицию; дове риться ребенку в минуты его творческого поиска; самому был творцом; бережно относиться к результатам детского творче ского труда. Отличительные особенности занятия «Выбор» -это творческое начало, импровизированный характер занятия игровой стиль поведения всех участников, включая педагога отсутствие критики результата творческого труда; партнерски взаимоотношения педагога и ребенка; атмосфера эмоциональ ного подъема.
Можно выделить три важнейших интегрированных свойства личности педагога, которые в основном определяют успешность в личностно-ориентированном взаимодействии.
1. Социально-педагогическая ориентация — осознание педа гогом необходимости отстаивания интересов, прав и свобо] ребенка на всех уровнях педагогической деятельности.
2. Рефлексивные способности, которые помогут педагог остановиться, оглянуться, осмыслить то, что он делает: «Н навредить!»
3. Методологическая культура — система знаний и спосо бов деятельности, позволяющих грамотно, осознанно выстра ивать свою деятельность в условиях выбора образовательны альтернатив; одним из важных элементов этой культуры 93 ляется умение педагога мотивировать деятельность своих вое питанников [38].
Одной из технологий, направленных на личностное развитие ребенка дошкольного возраста, на развитие его неповто-имой индивидуальности, является педагогическая технология ^целостного развития ребенка-дошкольника как субъекта специфических детских видов деятельности.
«..Ребенок развивается в деятельности. Деятельность — единственный способ самореализации, самораскрытия человека. Дошкольник стремится к активной деятельности, и важно не дать этому стремлению угаснуть, способствовать его дальнейшему развитию. Чем полнее и разнообразнее детская деятельность, чем более она значима для ребенка и отвечает его природе, тем успешнее идет его развитие, реализуются потенциальные возможности и первые творческие проявления. Однако не всякая деятельность развивает. Исследования последних лет убедительно доказывают, что эффективность развития связана с освоением ребенком позиции субъекта детской деятельности. Именно благодаря освоению данной позиции происходит интенсивное интеллектуальное, эмоционально-личностное развитие, оформляется новое психическое образование >~ ценностность, которая определяет избирательность и самореализацию субъекта в той или иной деятельности. Освоение ребенком позиции субъекта детской деятельности требует специальной педагогической технологии. Эта технология — технология целостного развития ребенка-дошкольника как субъекта специфических детских видов деятельности»1.
Данная технология является главной при реализации содержания программы «Детство»2, и в ее основе лежит модель субъект-субъектного взаимодействия педагога с детьми, позволяющая воспитателю как субъекту педагогической деятельности творчески использовать весь арсенал педагогических приемов для постановки ребенка в позицию субъекта детской деятельности исходя из его индивидуальных особенностей, потенциальных возможностей, половой принадлежности уровня развития.
Сущность педагогической технологии целостного развития ребенка как субъекта специфических детских видов деятельности состоит в:
1. конструировании единого процесса социализации (приоб, щение к современному миру, первые социальные ориентировки, азы социальной компетенции); раскрытии инди. видуализации (осознание ребенком своих способностей, раскрытие творческого потенциала, его первых проявле ний); создании педагогических условий для освоения деть ми позиции субъекта разнообразных видов детской дея тельности;
2. инициировании совместно с родителями активности ребенка, помощи ему в овладении рациональными способами практического осуществления простейших видов детско! деятельности, предоставлении ребенку права в предела возрастных возможностей самостоятельно делать выбор к принимать решения в игровых и бытовых ситуациях. Слово «технология» не должно ассоциироваться с регламентацией. Отличительной особенностью педагогической технологии реализации образовательной программы «Детство! является направленность на творческий характер ее применения педагогом (поэтому авторами не предлагаются готовы!конспекты, сценарии педагогического процесса, педагог-профессионал сам должен определять необходимость, количествоконкретное содержание, способ организации, место в режим!дня для занятий исходя из общедидактических требований Jзанятиям и уровня развития детей)
Составляющие педагогических технологий
1. Построение субъект-субъектного взаимодействия педагога с детьми, которое требует от педагога высокого профессии нального мастерства, развитой педагогической рефлексий способности конструировать педагогический процесс й< основе педагогической диагностики.
2. Построение педагогического процесса на основе педагогической диагностики, которая представляет собой набор специально разработанных информативных методик и тестовых заданий, позволяющих воспитателю в повседневной жизни детского сада диагностировать реальный уровень развития ребенка, находить пути помощи ребенку в его развитии (задания направлены на выявление успешности освоения содержания различных разделов программы, на определение уровня владения ребенком позиции субъекта, на возможность отслеживания основных параметров эмоционального благополучия ребенка в группе сверстников, на выявление успешности формирования отдельных сторон социальной компетентности (экологическая воспитанность, ориентировка в предметном мире и др.)).
3. Осуществление индивидуально-дифференцированного подхода, при котором воспитатель дифференцирует группу на типологические подгруппы, объединяющие детей с общей социальной ситуацией развития, и конструирует педагогическое воздействие в подгруппах путем создания дозированных по содержанию, объему, сложности, физическим, эмоциональным и психическим нагрузкам заданий и образовательных ситуаций (цель индивидуально-дифференцированного подхода — помочь ребенку максимально реализовать свой личностный потенциал, освоить доступный возрасту социальный опыт; в старших группах конструирование педагогического процесса требует дифференциации его содержания в зависимости от половых интересов и склонностей детей).
4. Творческое конструирование воспитателем разнообразных образовательных ситуаций (игровых, практических, театрализованных и т.д.), позволяющих воспитывать гуманное отношение к живому, развивать любознательность, позна-вательные, сенсорные, речевые, творческие способности. Наполнение повседневной жизни группы интересными делами, проблемами, идеями, включение каждого ребенка в содержательную деятельность, способствующую реализации детских интересов и жизненной активности.
5. Нахождение способа педагогического воздействия для то, го, чтобы поставить ребенка в позицию активного субъект^ детской деятельности (использование игровых ситуаций, требующих оказание помощи любому персонажу, исполь-зование дидактических игр, моделирования, использова-ние в старшем дошкольном возрасте занятий по интере-сам, которые не являются обязательными, а предполагают объединение взрослых и детей на основе свободного детского выбора, строятся по законам творческой деятельно» сти, сотрудничества, сотворчества).
6. Создание комфортных условий, исключающих «дидактический синдром», заорганизованность, излишнюю регламентацию, при этом важны атмосфера доверия, сотрудничества, сопереживания, гуманистическая система взаимодействия взрослых и детей во взаимоувлекательной деятельности (этим обусловлен отказ от традиционных занятий по образцу, ориентированных на репродуктивную детскую деятельность, формирование навыков).
7. Предоставление ребенку свободы выбора, приобретение индивидуального стиля деятельности (для этого используются методика обобщенных способов создания поделок из разных материалов, а также опорные схемы, модели, пооперационные карты, простейшие чертежи, детям предоставляется широкий выбор материалов, инструментов).
8. Сотрудничество педагогического коллектива детского сада с родителями (выделяются три ступени взаимодействия: создание общей установки на совместное решение задач воспитания; разработка общей стратегии сотрудничества; реализация единого согласованного индивидуального подхода к ребенку с целью максимального развития его личностного потенциала).
9. Организация материальной развивающей среды, состоящей из ряда центров (сенсорный центр, центр математики, центр сюжетной игры, центр строительства, центр искусства и др.), которая способствовала бы организации содер' жательной деятельности детей и соответствовала бы рядУ показателей, по которым воспитатель может оценить качество созданной в группе развивающей предметно-игровой среды и степень ее влияния на детей (включенность всех детей в активную самостоятельную деятельность; низкий уровень шума в группе; низкая конфликтность между детьми; выраженная продуктивность самостоятельной деятельности детей; положительный эмоциональный настрой детей, их жизнерадостность, открытость).
10. Интеграция образовательного содержания программы.
Таким образом, педагогическая технология целостного развития ребенка-дошкольника как субъекта специфических детских видов деятельности должна помочь дошкольнику войти в современный мир, приобщиться к его ценностям, осознать свое «я», научиться строить на гуманистической основе взаимоотношения со взрослыми и детьми в реальных, привычных бытовых ситуациях повседневного общения.