Новости детских  садов и школ 

Учимся играя

Конкурсы и гранты

Здоровые новости

Скачать для детей  (раскраски, песни, игры)

Новости для будущих и настоящих мам

Самые свежие публикации на семейном сайте 7ya.ru

 

Мониторинг в детском саду

 

Название: Мониторинг в детском саду. Научно-методическое пособие
Автор: коллектив авторов
Год выпуска: 2010
Страниц: 592
Издательство: Детство-пресс
Формат: pdf
Размер: 15,7 MB
Язык: русский
Описание: Методическое пособие подготовлено коллективом кафедры дошкольной педагогики Института детства РГПУ им. А.И.Герцена. впервые представлен инструментарий мониторинга качества освоения детьми образовательных областей программы «Детство».

Материалы подготовлены в соответствии с «Федеральными государственными требованиями к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования». Результаты мониторинга помогут воспитателям. Реализующим программу «Детство», определить актуальные задачи воспитания и обучения каждого ребенка, организовать педагогическое сопровождение.
Книга также будет полезна педагогам при организации опытно-экспериментальной работы в детском саду, преподавателям и студентам дошкольных отделений вузов, родителям детей дошкольного возраста

 .

               Васильевой М.А., Гербовой В.В., Комаровой Т.С. Комплексная диагностика уровней освоения программы под редакцией: диагностический журнал. Старшая  группа

 

 

 

 

 

 

 

 

скачать книгу 

 

Диагностика

2 младшая группа

(инструментарий и таблицы)

 Диагностика

средняя группа

(инструментарий и таблицы)

 Диагностика 

старшая  группа

 (инструментарий и таблицы)

 Диагностика

 подготовительная  группа

(инструментарий и таблицы)

   
     

 

  

1.1 Актуальность проблемы использования мониторинга в образовательном учреждении

 

Понятие «мониторинг» является производной формой от латинского monitor и означает осуществление некоторого действия, направленного на реализацию функций наблюдения, контроля, предупреждения.

Педагогический мониторинг – это форма организации, сбора, хранения, обработки и распространения информации о деятельности педагогической системы, обеспечивающая слежение за ее состоянием, а также дающая возможность прогноза развития педагогической системы.

Педагогический мониторинг тесно связан как с содержанием, так и с методами обследования, осуществляемыми в рамках медицинского, социологического и психологического мониторингов.

Мониторинг предполагает отслеживание результатов на трех уровнях (объекты мониторинга):

·               Воспитатели;

·               Руководитель;

·               Родители.

В зависимости от выбранного объекта мониторинга определяется вид мониторинга, постановка специфических целей и задач, связанных с их реализацией на практике. Мониторинг реализуется по двум основным направлениям. Во-первых, отслеживаются параметры деятельности, процессуальные характеристики, поскольку эти данные являются наиболее информативными и оперативными по сравнению с результативными. Во-вторых, осуществляется наблюдение, даются оценка и прогноз изменения состояния объекта мониторинга.

Практики часто путают такие понятия как мониторинг и диагностика. Хотя мониторинг очень сходен с педагогической диагностикой, но данные понятия следует различать.

Диагностика – есть деятельность, направленная на раскрытие сущности явления, уже открытого ранее в ходе научного исследования, и имеющего достаточно полное, конкретное описание, которое содержится в памяти диагноста, и с которым он соотносит полученную информацию.

По-мнению Л.С.Выготского, диагностическое исследование предполагает наперед готовую, уже установленную систему понятий, с помощью которой устанавливается сам диагноз, с помощью которой данное частное явление подводится под обще понятие.

Отличительные особенности мониторинга:

·                    Мониторинг предполагает систему отслеживания на протяжении 1, 3, 5 лет.

·                 Мониторинг – целенаправленная специальная система, осознанная и планомерная на всех этапах педагогического процесса.

·                 При проведении мониторинга основное внимание направляют на процессуальные характеристики, то есть на особенности течения самого педагогического процесса, так как эта процессуальная информация является более важной и оперативной по сравнению с результативной.

В ряде исследований А.Талых выделяет ряд задач, определяющих сущность мониторинга:

1.                Непрерывное наблюдение за состоянием системы образования в пределах своей компетенции и получение оперативной информации о ней;

2.                Своевременное выявление изменений, происходящих системе образования, и факторов, вызывающих их;

3.                Предупреждение негативных тенденций в системе образования;

4.                Осуществление краткосрочного прогнозирования развития важнейших процессов в системе образования;

5.                Оценка эффективности и полноты реализации методического обеспечения образования.

Так как мониторинг представляет собой постоянное наблюдение за образовательным процессом, к нему предъявляются следующие организационно-методические требования:

·                    Набор и форма показателей мониторинга должны быть органичными и постоянными в течение установленного периода времени;

·                    Показатели должны по-возможности фиксировать такие феномены образовательного процесса, которые достаточно глубоко изучены в научном плане и адекватно отражают уровень качества образования;

·                    Показатели должны носить оценочный характер управления качеством образования;

·                    Периодически (не реже 1 раза в год) должна осуществляться коррекция используемого набора показателей.

Таким образом, мониторинг представляет собой целостную систему, реализующую множество функций.

В работе Тропниковой Н.П. выделяется ряд аспектов мониторинга:

1.                Непрерывность (постоянный сбор данных);

2.                Диагностичность (наличие модели или критериев, с которыми можно соотнести реальное состояние отслеживаемого объекта, системы или процесса);

3.                Информативность (включение в состав критериев для отслеживания наиболее проблемных показателей и критериев, на основании которых можно делать выводы об искажениях в отслеживаемых процессах);

4.                Научность (обоснованность модели и отслеживаемых параметров);

5.                Обратная связь (информированность объекта мониторинга о результатах, которая позволяет вносить коррективы в отслеживаемый процесс).

В работах Н.Калининой и Л.Егоровой отмечается, что особое значение для мониторинга в образовании имеют вопросы распространения информации. Не отрицая важности таких инструментов влияния на принятие решений как формирование общественного мнения, информирование социума, нельзя признать их основными для мониторинга в образовании.

Мониторинг в образовании будет неполным без учета мнения самого образовательного учреждения или образовательной системы, которое выражают руководители.

Вообще между этапом получения данных обследования и их анализом необходимо предусмотреть еще один этап. Им должно стать обсуждение результатов мониторинга с администрацией. Необходимость такого диктуется и еще одним требованием – дальнейшим рассмотрением полученной информации и ее использованием в практике. Само по себе обсуждение нельзя назвать научным способом получения информации, однако, для мониторинга его ценность представляется достаточно очевидной.

Действительно, мониторинг в образовании должен предусматривать определенную систему распространения информации, достаточно сложную и вместе с тем надежную.

Это связано с тем, что выделяют только две группы способов осуществления мониторинга:

1.                Способ сбора информации и регистрации текущей информации;

2.                Способ учета полученных данных, принятие управленческих решений и регуляции педагогического процесса.

Таким образом, актуальность проблемы использования мониторинга в образовательном учреждении заключается в:

1.                определении успешности и результативности протекания образовательного процесса;

2.                обучении педагогов самоанализу и самооценке динамики своей деятельности в образовательном процессе;

3.                осуществлении целесообразного управления качества состояния образовательного процесса;

4.                прогнозировании перспектив развития объектов или субъектов образовательного процесса.

1.2 Мониторинг качества образования в дошкольном учреждении

 

А.Талых рассматривает определение педагогического мониторинга в совокупности. Автор считает, что начать его рассматривать необходимо с определения качества образования, которое рассматривается как характеристика образования, определяемая как совокупность свойств, способствующих удовлетворению образовательных потребностей человека и отвечающих интересам общества и государства.

Целью мониторинга качества образования в ДОУ является формирование целостного представления о качестве всей образовательной системы.

Качество образования следует рассматривать как обобщенную меру эффективности образовательной системы дошкольного учреждения, проявляющуюся в ее способности предоставлять комплекс услуг, отвечающий как ожиданиям и запросам их потребителей, так и требованиям законодательных нормативных документов.

Анализ информационной базы мониторинга качества образования показывает, что он обладает специфическими особенностями на этапе сбора и оценки информации. Изучается далеко не вся доступная для получения и систематизации информация, а только та, которая позволяет создать целостную картину качества образования, обеспечиваемого дошкольным учреждением.

Можно выделить следующие этапы сбора информации:

1.                Выявление скрытых резервов, потенциальных возможностей личности каждого педагога и коллектива в целом;

2.                Выявление условий реализации выбранных программ и технологий;

3.                Определение интересов, способностей и уровня развития детей, коллектива, педагогов;

4.                Помочь педагогам овладеть элементами исследовательской деятельности, разными формами обобщения своего педагогического опыта;

5.                Способствование творческому развитию личности и овладению педагогами профессиональной самодиагностикой.

Е.Н.Степанов предлагает алгоритм изучения эффективности воспитания:

·   Определение цели и задач изучения;

·   Подбор критериев и показателей для определения результативности процесса воспитания учащихся;

·   Выбор методик изучения;

·   Подготовка диагностического инструментария;

·   Исследование испытуемых;

·   Обработка и интерпретация результатов исследования;

·   Анализ, оценка и обсуждение результатов изучения;

Диагностика эффективности деятельности образовательного учреждения является новой областью педагогической науки. Уже накоплено значительное количество диагностических методик. Более сорока методик, которые можно использовать с этой целью, представлены в книге Е.Н.Степанова «Воспитательный процесс: изучение эффективности. Методические рекомендации».

В мониторинговом исследовании используются различные способы и каналы получения информации для оценки качества образования: наблюдение, изучение продуктов детской деятельности, проведение контрольно-оценочных занятий, собеседование с педагогами, родителями, детьми, анкетирование; анализ статистических данных; анализ документации и др.

 О.А.Сафоновой разработана система мониторинга качества образования, реализуемого дошкольным учреждением. Автором определен общий вид мониторинга качества образования, который предполагает:

1.                выработку комплекса показателей, обеспечивающих формирование целостного представления о состоянии образовательной системы с точки зрения ее соответствия стандартам (нормам).

2.                сбор данных о качестве образовательной системы и оценка этих данных;

3.                принятие соответствующих решений и оценка результатов их реализации.

О.А.Сафоновой разработана система мониторинга качества образования в дошкольном учреждении представленная в виде четырех блоков:

1.                Качество образовательного процесса (основной процесс в ДОУ).

2.                Качество ресурсообеспечения (ресурсы и условия необходимые для образовательного процесса).

3.                Качество управления.

4.                Качество результатов работы образовательной системы дошкольного учреждения.

В свою очередь каждый из компонентов выделенных блоков состоит из ряда взаимосвязанных элементов, в совокупности наиболее полно характеризующих его (см. таблицу 1).

Представленные блоки и входящие в их состав элементы являются субстрактными носителями качества образования.

В структуре качества образования можно выделить два вида свойств: интегральных, характеризующих качество как целостность, и простых, соответствующих его составным элементам. Так, к интегральным свойствам, определяющим качество образования в дошкольном учреждении, следует отнести адаптивность, системность, гуманитарно-культурологическую направленность, личностно-деятельностную ориентацию, непрерывность, надежность, функциональность, оптимальность, эффективность и др.

К простым свойствам, к примеру характеризующим качество содержания образовательного процесса, можно отнести полноту его состава, целостность, вариативность, обобщенность, цикличность и др.

Также в структуре качества дошкольного образования можно выделить качество дидактической системы развития детской деятельности (игра, конструирование и другие виды деятельности дошкольника), качество различных форм организации жизнедеятельности детей (занятия, игр, развлечения и др.), качество самостоятельной детской деятельности.

Для изучения и оценки качества образования используется группа показателей, ограниченных по количеству, но в своей совокупности позволяющих исследовать объект мониторинга в полном объеме.

При этом показатель рассматривается как характеристика какого-либо аспекта свойства качества.

Таким образом, проблема поиска путей обеспечения качества образования на всех уровнях образовательной системы становится особо актуальной.

Решение проблемы качества образования на уровне дошкольного учреждения связано с проектированием и внедрением системы управления качеством образовательного процесса. Для обеспечения обоснованности принимаемых решений необходима объективная картина состояния управляемой системы и изменений, происходящих в ней. Это представляется возможным при условии организации мониторинга качества образования.

 

1.3 Организация методической работы на диагностической основе

 

Важное место в оптимизации управления ДОУ занимает проблема повышения эффективности методической работы с педагогическими кадрами. Управление методической работой в ДОУ на диагностической основе позволяет оптимизировать педагогический процесс, так как предполагает подробное изучение потребностей детей и родителей, возможностей педагогического коллектива и каждого воспитателя, что позволяет определить наиболее эффективный комплекс форм, методов, приемов методической работы, повышающих профессиональную квалификацию, педагогическое мастерство и стимулирующих творчество педагогов.

Педагогическая диагностика имеет двусторонний характер. С одной стороны, она направлена не на развитие детей, а на улучшение условий образования, его эффективности, а с другой стороны – на развитие и самосовершенствование самого педагога, повышение уровня рефлексии, позволяющей понять особенности (достоинства и недостатки) своей собственной деятельности.

Таким образом, в современном понимании педагогическая диагностика – это система методов и приемов, специально разработанных педагогических технологий, методик и тестовых заданий, позволяющих определять уровень профессиональной компетенции педагога, уровень развития ребенка-дошкольника, а также диагностировать причины недостатков и находить пути улучшения качества образовательных услуг дошкольного учреждения.

Педагогическая диагностика проводится не только ради того, чтобы выявить недостатки, ошибки в работе, констатировать уровень развития воспитанников. Ее главное предназначение – анализ и устранение причин, эти недостатки порождающих, накопление и распространение педагогического опыта, стимулирование творчества, педагогического мастерства.

Причинами низкого качества образовательных услуг могут быть конкретные просчеты в профессиональной подготовке воспитателей, устаревшие образовательные программы и педагогические технологии и методики работы с детьми, бессистемный набор новаций, отсутствие взаимодействия с родителями, просчеты в организации материальной развивающей среды в дошкольном учреждении и многие другие причины.

Выявить их, оказать воспитателю консультативную помощь, дать конкретные рекомендации по совершенствованию работы с детьми и родителями воспитанников, разработать план реализации управленческого решения по повышению качества образовательных услуг дошкольного учреждения – главное направление методической работы.

В процессе изучения педагогической деятельности воспитателя оцениваются его профессиональные умения руководить разными видами деятельности дошкольников (игровой, театрально-художественной, трудовой и т.д.); профессиональные умения по руководству развитием речи; профессиональные умения и качества, необходимые для общения с детьми.

Для данного изучения педагогической деятельности воспитателя И.А.Комарова, Р.Л.Непомнящая предлагают оценочные шкалы.

Этими же авторами разработана оценочная шкала для изучения педагогического мастерства педагогов: проявление профессиональных качеств воспитателя, организационно-методических умений, личностных особенностей, внешние проявления.

Основной задачей для руководителя в координации педпроцесса остается контроль над работой воспитателя, а ключевым разделом работы выступает прогнозирование.

Педагогическая диагностика позволяет в интегрированном виде решить следующие задачи:

·   Научное обоснование планирования и организация содержательной стороны педагогического процесса;

·   Критическое апробирование и применение той или иной педагогической технологии;

·   Достижение результативности и эффективности педпроцесса;

·   Возможности прогнозирования развития личности дошкольника.

Владение педагогической диагностикой позволяет усилить профессиональную направленность работы каждого воспитателя и руководителя, повысить заинтересованность в научно-методическом осмыслении своей работы.

Разделы повышения квалификации воспитателей в данном направлении:

1.                Сообщение научно-теоретических знаний. Необходимо добиться понимания, что педагогическая диагностика – это не перечень диагностических методик и процедур, а теоретический фундамент практической деятельности, как и вся методика. Критерии, которые позволяют дать оценку качеству диагностического измерения:

·                                       Объективность;

·                                       Надежность (точность);

·                                       Валидность (достоверность).

2.                Корректировка проводимой диагностики развития детей дошкольного возраста.

3.                Формирование представлений о диагностике педпроцесса.

Диагностика не исключает педагогический контроль. Некоторые научные работники (Багаутдинова С.Ф.) рекомендуют попробовать привлечь воспитателей к преобразованию системы существующего педагогического контроля посредством использования в нем диагностики. А именно: отказаться от регламентированного контроля, придерживаться принципа доверия, возможно, перейти на самоконтроль и взаимный контроль, соотнести контрольные этапы с диагностическими компонентами, особенно с анализом и прогнозированием. Таким образом построить модель педагогического контроля.

Следующий этап работы – выбор эффективной технологии диагностирования, включающей комплекс эффективных и рациональных методов анализа и создание условий для их использования, определение формы, способа регистрации результатов и показателей.

Проблема педагогического контроля и педагогической диагностики актуальна и для руководителей ДОУ.

С одной стороны, необходимо стимулировать творчество и свободу педагогов, а с другой – регулировать и корректировать этот процесс.

Создание модели педагогической диагностики позволит решать вопросы прогнозирования работы в ДОУ, аттестации ДОУ и педколлектива, выявление соответствия деятельности дошкольного учреждения государственному образовательному стандарту.

В настоящее время педагог дошкольного учреждения должен обладать компетентностью, креативностью, готовностью к использованию и созданию инноваций, умению вести опытно-экспериментальную работу.

Под культурой практической деятельности понимается профессиональная деятельность педагога, направленная на достижение максимально возможных результатов в обучении, воспитании и развитии детей. Она характеризуется следующими чертами:

·         Новизна в постановке целей и задач;

·         Глубокая содержательность;

·         Оригинальность применения ранее известных и использование новых методов решения педагогических задач;

·         Разработка новых концепций, содержания, педагогических технологий на основе гуманизации и индивидуализации учебно-воспитательного процесса.

·         Способность сознательно изменять и развивать себя, вносить свой вклад в профессию.

Освоение специалистами ДОУ методики педагогической диагностики является важнейшим условием профессиональной компетенции. В настоящее время многие педагоги понимают значение педагогической диагностики и связывают необходимость овладения ею с результативностью педагогического процесса.

Педагогам необходимо овладеть:

·         Методами психолого-педагогической диагностики развития детей;

·         Методами изучения особенностей педагогической культуры родителей;

·         Методами психолого-педагогической самодиагностики;

·         Умением оценивать материальную среду и медико-социальные условия пребывания детей в детском саду;

·         Способами анализа и обобщения материалов диагностики педагогического процесса.

 

  Алгоритм аналитической справки:


1. Цель и задачи мониторинга


2. Участники мониторинга (кто проводит)


3. Объект мониторинга (кого обследуют)


4. Методы мониторинга


5. Факты, полученные в результате мониторинга


6. Выводы (могут совпадать с фактами), сравнение за 2 - 3 года. В выводах четко указать %, выделить их жирным шрифтом.


7. Рекомендации для дальнейшей работы

Вариант аналитической справки по результатам усвоения воспитанниками программы

 

 
 

Аналитическая справка по результатам усвоения воспитанниками ____________________________________ группы программного материала
по разделам:_______________________________________________________
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
в___________200__г

Программа по разделу «_______________________________» усвоена детьми данной группы на _____________________ уровне (_______%):
по итогам контрольных срезов (тестирования и т.д.) __________% детей показали положительный результат усвоения программного материала по данному разделу (__________%) детей показали высокий уровень усвоения программного материала, __________% - средний уровень). Однако в группе имеются _________% детей, показавших по итогам контрольных срезов низкий уровень усвоения программного материала (перечислить пофамильно и указать предполагаемую причину данного явления)
______________________________________________________________________

Анализ качества усвоения детьми данной группы отдельных подразделов раздела программы позволяет выстроить следующий рейтинговый порядок:
Наиболее высокие результаты показаны детьми по подразделам:
_________________________________________________________-__________%
_________________________________________________________-__________%
_________________________________________________________-__________%
Несколько ниже результаты по подразделам:
_________________________________________________________-__________%
_________________________________________________________-__________%
_________________________________________________________-__________%
Наиболее низкие результаты по подразделам:
_________________________________________________________-__________%
_________________________________________________________-__________%

Предполагаемая причина низкого качества усвоения программного материала детьми по данному подразделу ___________________________________________________

Анализ качества усвоения детьми данной группы отдельных тем раздела программы показывает, что наиболее высокие результаты показаны детьми по теме _____________________________________________________-__________%

Низкий уровень усвоения материала по теме
_________________________________________________________-__________%

Предполагаемая причина _______________________________________________

Рекомендации:
_____________________________________________________________________

Справку составили:

Воспитатели:____________________(__________________)

____________________(__________________)

 

 

 

Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»
 
Hosted by uCoz