Технология проектной деятельности

 

 

Проектная деятельность — это целенаправленная деятель­ность с определенной целью, по определенному плану для реше­ния поисковых,, исследовательских, практических задач по лю­бому, направлению содержания образования. В основе проект­ной деятельности лежит идея о направленности деятельности (в ходе которой ребенок открывает для себя много нового и не­изведанного ранее) на результат, который достигается в процессе совместной работы взрослого и детей над определенной практи­ческой проблемой. Этот результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности. Технология проектирования является одной из форм поисковой деятельно­сти («активного поведения в условиях неопределенности»1) Детей дошкольного возраста и способствует развитию их творче­ских способностей.

Проектирование как деятельность строится на уникаль­ных отношениях «ребенок — взрослый», на со-участи( взрослого и ребенка. Co-участие в деятельности — это об­щение на равных, где никому не принадлежит привилегия указывать, контролировать, оценивать. Педагог ведет ребенка к со-участию постепенно, от наблюдений за его деятельнос­тью к эпизодическому участию в ней, затем к партнерств) и, наконец, к сотрудничеству. Поэтапное стимулирован^ проектной деятельности взрослым позволяет формировать у ребенка умения, которые могут развиваться только в дея­тельности, — умение работать в коллективе, подчинять сво! темперамент, характер интересам общего дела, умение ре­шать творческие споры, достигать договоренности, оказываи помощь участникам деятельности, умение обсуждать резуль­таты деятельности, оценивать действия каждого.

Творческое проектирование требует от педагога терпения, любви к ребенку, веры в его возможности на пути вхождении в мир взрослых. Исследования Е. Евдокимовой позволили вы­делить три этапа в развитии проектной деятельности у детей дошкольного возраста, которые и представляют собой одну из педагогических технологий проектной деятельности, вклю­чающую в себя совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по самой своей сути.

Пер­вый этап автор обозначает как подражателъско-исполнительский, реализация которого возможна с детьми трех с полови­ной — пяти лет. На этом этапе дети участвуют в проекте «из вторых ролях», выполняют действия по прямому предложе­нию взрослого или путем подражания ему, что не противоре­чит природе маленького ребенка: в этом возрасте еще силья*1 как потребность установить и сохранить положительное отно­шение к взрослому, так и подражательность.

 Второй этап оценивающий, он характерен для детей пяти-шести лет, которые уже имеют опыт разнообразной совместной деятельности, мот согласовывать действия, оказывать друг другу помощь. Ребенок уже реже обращается ко взрослому с просьбами, ак­тивнее организует совместную деятельность со сверстниками. У детей развиваются самоконтроль и самооценка, они способ­ны достаточно объективно оценивать как собственные поступ­ки так и поступки сверстников. В этом возрасте дети прини­мают проблему, уточняют цель, способны выбрать необходи­мые средства для достижения результата деятельности. Они не только проявляют готовность участвовать в проектах, предло­женных взрослым, но и самостоятельно находят проблемы, являющиеся отправной точкой творческих, исследователь­ских, опытно- ориентировочных проектов.

Третий этап — творческий, он характерен для детей шести-семи лет. Взрос­лому очень важно на этом этапе развивать и поддерживать творческую активность детей, создавать условия для самосто­ятельного определения детьми цели и содержания предстоя­щей деятельности, выбора способов работы над проектом и возможности организовать ее. Для каждого этапа автор пред­лагает алгоритм действий взрослых и детей (табл. 2).

 

Алгоритм действий

Подражательско-исполнительский этап проектной деятельности

Развивающий этап проектной деятельности

Творческий этап развития проектной деятельности

Шаг 1

Определение   пробле­мы,  отвечающей  по­требностям детей

Выделение (взрослым или детьми) проблемы, отвечающей потребностям детей или обеих сторон

Шаг 2

Постановка цели про­екта, его мотивация

Совместное определение цели проекта, прогно­зирование результата

Самостоятельное опре­деление детьми цели проекта, прогнозирова­ние результата

 

 

 

 

 

 

 

Алгоритм действий

Подражательско-исполнительский этап проектной деятельности

Развивающий этап проектной деятельности

Творческий этап развития проектной деятельности

Шаг 3

Привлечение детей к участию в планирова­нии деятельности и ре­ализации намеченного плана

Планирование деятель­ности "детьми при не­значительной помощи взрослого;    определе­ние  средств реализа­ции проекта

Планирование деятель­ности детьми (при воз-можном участии взрос­лого как партнера^ определение средств реализации проекта

Шаг 4

Совместная    деятель­ность взрослого и детей по достижению резуль­тата

Выполнение     детьми проекта; дифференци­рованная       помощь взрослого

Выполнение детьмд проекта; решение твор­ческих споров, дости­жение договоренности; взаимообучение, по­мощь друг другу

Шаг 5

Совместный     анализ выполнения   проекта, переживание    резуль­тата

Обсуждение результата: хода работы, действий каждого, выяснение причин успехов и неудач

Шаг 6

-

Совместное определе­ние перспективы раз­вития проекта

Определение перспек­тивы развития проекта

 

 

Эгапы проектной деятельности

Деятельность педагога

Деятельность детей

1. Постановка про­блемы

Формулирует для себя пробле­му, исходя из которой под­водит детей к необходимости задуматься над проблемной ситуацией

Учатся видеть проблему, фор­мулировать важные вопросы

2. Определение це­ли деятельности

Ставит цель с опорой на интересы и потребности детей

Обозначают цель деятельности (становятся активными иссле­дователями окружающего мира)

3. Конкретный за­мысел

Продумывает и представляет то, что будет происходить и к какому результату это приведет

Участвуют в обсуждении: как организовать то или иное дело, выслушивают любые мнения, вплоть до нестандартных и неожиданных

4. Планирование

Определяет основные этапы работы с детьми в зависимости от дидактических, социальных, предметно-материальных и ин­дивидуально-личностных усло­вий

Перечисляют любимые заня­тия, предлагают игры, участ­вуют в определении последова­тельности операций (что сна­чала, что потом)

5. Реализация про­екта и постоянная рефлексия

Организует и мотивирует раз­личные виды деятельности через их интеграцию. Проводит рефлексию и своевременную коррекцию отдельных шагов

Участвуют в разнообразных ви­дах деятельности, выступают партнерами и помощниками воспитателя

6. Анализ результа­тов и презентация

Выявляет положительные и от­рицательные моменты в совместной деятельности с деть­ми

Проводят посильный анализ с подачи взрослого. Участвуют в игривой презентации достиг­нутых результатов

 

 

Проектная деятельность позволяет учить детей пробле-матизации; целеполаганию и планированию содержатель­ной деятельности; элементам самоанализа; представлению результатов своей деятельности и хода работы; презентаций в различных формах с использованием специально подго­товленного продукта проектирования (макетов, плакатов моделей, театрализации, сценических представлений); практическому применению знаний в различных (в тоМ числе и нестандартных) ситуациях [41]. Определим следу­ющий алгоритм проектной деятельности педагога и детей (табл. З1)-

 

Таблица составлена на основе исследований Л. Морозовой.

Также технология проектной деятельности может быть исполь­зована и в рамках специально организованного обучения детей (в рамках занятий). Такие занятия имеют определенную структу­ру и включают в себя: создание мотивации проектной деятель­ности; введение в проблему; поэтапное решение проблемы в процессе исследовательской деятельности; обсуждение результд. тов, систематизация информации; получение продукта деятель, ности; презентация результатов проектной деятельности [41].

Н. А. Рыжова выделяет последовательность работы педагога над проектом, своеобразный алгоритм деятельности педагога, который включает в себя следующие шаги:

1.    педагог ставит перед собой цель, исходя из потребностей и интересов детей;

2.   вовлекает дошкольников в решение проблемы;

3.    намечает план движения к цели (поддерживает интерес детей и родителей);

4.    обсуждает план с семьями;

5.   обращается за рекомендациями к специалистам ДОУ;

6.   вместе с детьми и родителями составляет план-схему проведения проекта;

7.   собирает информацию, материал;

8.   проводит занятия, игры, наблюдения, поездки (мероприятия основной части проекта);

9.   дает домашние задания родителям и детям;

10.                      поощряет самостоятельные творческие работы детей и родителей (поиск материалов, информации, изготовлен»

11.                     поделок, рисунков, альбомов и т.п.);

12.                      организует презентацию проекта (праздник, открытое занятие, акция, КВН), составляет книгу, альбом совместнс

13.                      с детьми;

14.                      подводит итоги (выступает на педсовете, обобщает опьи работы).

Таким образом, в проектной деятельности происходи формирование субъектной позиции у ребенка, раскрываете* его индивидуальность, реализуются интересы и потребности что в свою очередь способствует личностному развитию детей

 

Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»
 
Hosted by uCoz